Город заботился о благоустройстве набережной. 22 марта 1876 года городская Дума решила «вновь замощённой площади на берегу реки Псковы дать название Американской набережной» (ГАПО, фонд 20, опись 1, дело 2242, лист 11). Так в Пскове вслед за Американским мостом появилась и Американская набережная. Название сохранилось и после того, как вместо деревянного Американского моста построили железный Троицкий мост.
Американская набережная начиналась от моста и тянулась вдоль правого берега вниз по течению Псковы.
Ближайший к мосту каменный дом на углу набережной и Нарвской улицы с 1883 года принадлежал крестьянину Павлу Герасимову и был двухэтажным. В 1895 году его приобрёл содержатель ссудной кассы Давид Гришман и надстроил третий этаж с мезонином. С 1909 года домовладельцами стали купцы Русаковы. Следующие два дома на набережной, в т. ч. Большое трехэтажное каменное здание, 4 декабря 1882 года приобрёл с публичных торгов крупный торговец рыбой Фёдор Проников, имевший лавки в Рыбниках. Затем домовладение перешло к его сыновьям Ивану и Василию.
За большим домом Прониковых набережная вместе с рекой Псковой заметно поворачивает вправо. Стоявший за этим поворотом двухэтажный каменный дом с мезонином, торец которого виден, 20 февраля 1868 года приобрёл крестьянин Псковского уезда Степан Егоров. Через четверть века домовладение перешло по наследству к его дочери Анастасии, в замужестве Евсеевой.
В 1893-94 годах её муж псковский мещанин Николай Иванович пристроил слева на набережной двухэтажное здание с каменным низом и деревянным верхним этажом. Рыбная лавка Н. И. Евсеева в верхнем ряду Рыбников имела солидный годовой оборот в 25-35 тыс. руб.
Далее за домовладением Евсеевых, на набережной, находились постройки, принадлежавшие купцам Рожковым. В одной из них располагались торговые бани Рожковых. Торговыми называли бани, предназначенные не для одной семьи хозяина, а для общего пользования населения, с платой за посещение их.
Городская Дума старалась контролировать санитарное состояние торговых бань. «Псковская газета» 9 апреля 1886 года упомянула, что бани Рожковых существуют более ста лет и постоянно улучшаются, о чём свидетельствует большое количество посетителей. Их название сохранялось и позднее, даже при смене владельцев.
Американская набережная не попала под массовое переименование дореволюционных улиц, проведённое в ноябре 1923 года, и просуществовала ещё четверть века. Только во время «холодной войны» псковское руководство спохватилось, что этим названием прославляется антикоммунистическая Америка. По решению горисполкома от 18 октября 1949 года набережная стала Советской.
При уточнении нумерации сохранившихся на ней зданий бывший дом Прониковых получил №3. Поскольку домовладения Евсеевых и Рожковых исчезли, №4 присвоили двухэтажному дому братьев Кузьменковых. Затем развалился и он.
К концу минувшего ХХ века от бывших домов Русаковых и Прониковых на Советской набережной остались только плитяные и кирпичные стены. С моста через Пскову долгое время открывалась эта неприглядная картина. Их разобрали только теперь, когда появилась идея застройки берега Псковы напротив Кремля комфортными домами.
Набережную стали условно называть «Золотой». В выступлениях главного архитектора области Владимира Ивановича Бессонова и в проектной документации отмечалось, что предполагается учитывать прежний облик построек. Для этого использовались старинные видовые открытки, входящие в наш альбом.
Высокие заводские трубы обслуживали паровые котлы верёвочной фабрики, принадлежавшей инженеру-технологу Генриху Юльевичу Мейеру. Сначала, в 1883 году, он устроил здесь паровую мельницу и техническое бюро, а через четыре года приступил к сооружению шпагатной фабрики. Она стала перерабатывать псковский лён. Фабричные постройки с административным зданием сохранились на прежней территории между набережной Псковы и бывшей Нарвской улицей. В советское время фабрике дали название «Шпагат», а улице – имя организатора псковского комсомола Леона Поземского. Вдали видны купола Варлаамовской и Воскресенской церквей.
Н. Ф. Окулич-Казарин в «Спутнике по древнему Пскову» (Псков, 1913 г., стр. 119) отметил: «Набережная Псковы вправо от спуска называется Колясной площадью или Колясным рядом». Речь идёт о спуске от Гостиного двора к Троицкому мосту.
В прежние времена от Рыбников вверх по берегу можно было пройти по широкой пойме Псковы. Однако при постройке Американского моста береговые устои поставили близко к воде и к ним насыпали высокую дамбу, разделившую эти две площади. На Колясном рынке остатки древней каменной крепостной стены заслонили многочисленные дома псковских купцов и мещан. В 1900 году их владельцами были Елизавета Батова, Иван Иванов, Алексей Качёв, Яков Гойдин…
Эту новую площадь на левом берегу Псковы правее Американского моста для расширения мест торговли с возов городская дума устроила и замостила в середине 1870-х годов. Её разделили на две части: от моста до стоявшего посередине площади второго фонарного столба торговали деревянными изделиями, в т. ч. Посудой, колёсами, а дальше «мелким живым скотом: телятами, ягнятами, поросятами и козлятами, а в холодное время с 1 октября по 1 апреля мясом рогатого скота и свининой».
Название «Колясный рынок» осталось за площадью и после того, как торговлю «крестьянскими дровяными изделиями: одрами, колёсами, деревянной посудой и пр.» перенесли на Богоявленскую площадь Запсковья.
За мостом, выше по течению, Пскова образует заметную излучину. Здесь на берегу, под высоким обрывом, тоже было немало построек.
И. И. Василёв в «Историко-статистическом указателе города Пскова» (Псков, 1889 г., стр. 202-203), говоря об улицах Запсковья, пояснял: «Набережная реки Псковы от устья до Американского моста и выше продолжается под именем Розова переулка». Очевидно, название происходило от фамилии одного из местных домовладельцев. Впрочем, на плане города, приложенном к упомянутому «Спутнику по древнему Пскову», приведено более распространённое название – Розовый переулок.
На этом снимке видна застройка Розового переулка.
На этом – крупные здания по берегам Псковы. Левый берег в конце Колясного рынка был занят несохранившимися до наших дней постройками.
В 1880-х годах инженер-технолог, заместитель городского головы Константин Лёвен разместил в них водочный завод и оптовый склад вина. На правом берегу бухгалтер Земского банка Владимир Седельщиков к 1890 году поставил трёхэтажную кирпичную надстройку на мощные стены XVII века (ул. Герцена, 5).
По имени Петропавловского собора и приписной Казанской церкви до революции назвали три улицы. Наиболее застроенная Петропавловская улица шла от Гостиного двора к Казанской церкви. Она продолжалась дальше над крутым берегом Псковы под названием Верхне-Петропавловской.
А под этим обрывистым берегом и Петропавловским собором, начинаясь от Колясного рынка, пролегала Нижне-Петропавловская, доходившая до Островка. В 1923 году улица стала Милицейской, как и Островок. От построек Колясного рынка и этой улицы до самой Гельдтовой бани ничего не осталось.
Во время весенних разливов подтапливались и торговые бани Карла Ивановича Гельдта. Его отец Иоганн со своим братом Карлом Фёдоровичим в 1850 году купил у Трубинских мельницу, лесопильный и кожевенный заводы. Бани появились рядом, но на 20 лет позднее.
Здание на Верхне-Петропавловской построил в конце XVII века купец Никифор Ямской. После пожара 1855 года верхний этаж заново выстроили из кирпича.
В нём жил и хранил частный музей городской голова Эдуард Сутгоф, скончавшийся 8 декабря 1904 года.
Правее видимого наверху деревянного двухэтажного дома, в бастионе петровских времён, были проведены первые в истории города раскопки. Весной 1899 года для повышения подъездной дороги к новому Троицкому мосту землю брали из этого крепостного вала. Неожиданно открылись остатки древнего храма.
В сообщении «Псковского городского листка» от 15 мая 1899 года высказывалось предположение, что это церковь Богоявления или Рождества Богородицы. Затем стали говорить, что там находилась церковь Рождества. Современные исследователи склоняются к мнению, что был раскопан придел Рождества Богородицы церкви Богоявления Господня.
При раскопках углубили образовавшуюся нишу и обнаружили на стене хорошо сохранившиеся изображения четырёх евангелистов, а также большой каменный крест с надписью: «И. Х. Ц. С. НИКА», эти буквы на подобных крестах расшифровываются так: «Иисус Христос – Царь Славы».
Раскопки проходили под наблюдением секретаря Псковского археологического общества (ПАО) Фёдора Алексеевича Ушакова. Вход в нишу прикрыли деревянным навесом. В июне возле входа в храм обнаружили колонну, а также ещё одну стену с крестом. Возникшую тогда идею о постройке часовни у этого места ПАО так и не смогло осуществить.
Хороший вид на запсковскую церковь Богоявления открывается с противоположного, левого берега Псковы. Инга Константиновна Лабутина в книге «Историческая топография Пскова в XIV-XV вв.» (стр. 221-224) убедительно доказала, что в древности на двух берегах Псковы находились три церкви, посвящённые Богоявлению Господню.
Первую из них, построенную в 1398 году над левым берегом реки в углу стены Среднего города, она именует Богоявлением «в Кстове». Другую поставили на том же берегу «против мельниц в Бродах» в 75 метрах южнее предыдущей и освятили 1 ноября 1444 года. Первый храм не сохранился, а второй покоится под земляным валом петровских укреплений 1701 года.
Третью церковь во имя Богоявления построили жители Запсковья. В летописи она впервые упомянута в связи с пожаром, случившимся 1 октября 1458 года. Тогда «погоре все Запсковье от церкви святого Богоявления и до монастыря святого Воскресения». Сооружение в одной местности трёх Богоявленских храмов вполне объяснимо: здесь, на реке Пскове, каждое 6 января торжественно, с водосвятием отмечали праздник Богоявления Господня, то есть Крещение Иисуса Христа.
С этим праздником связано и название местности «Кстово». И. И. Василёв в «Историко-статистическом указателе города Пскова» (стр. 80) сообщил: «Объясняют происхождение этого слова от сокращения: крест, крещение, кщение».
Сгоревшая в 1458 году церковь Богоявления на Запсковьи была, очевидно, деревянной. Её впервые построили ещё до возведения деревянной стены 1465 года, защищавшей Полонище и Запсковье. Вскоре после пожара храм, конечно, возобновили. Уже тогда он был центром большого района Запсковья – Богоявленского конца.
В 1482 году его жители взамен деревянной заложили свою треть каменной крепостной стены от реки Псковы, а завершили её осенью 1484 года. Только после этого, в 1496 году, вместо деревянной «свершили церковь каменую святое Богоявление на Запсковье». Летописец не отметил, возводили её на средства всего города или только Запсковья.
Богоявленский храм Запсковья был не просто приходским, но и кончанским. Постепенно расширяясь, он стал одним из крупнейших в городе.
В летописи сообщалось, что весной 1538 года на Запсковье соседи святого Богоявления задумали совершить новый придел во имя Трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). Его освятили уже 12 мая. Как и главный четверик, этот левый северный придел был холодным, не отапливался. По мнению исследователей, в те годы к южной, обращённой к реке стене церкви пристроили правый, тёплый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Этот святой крестил Иисуса Христа в реке Иордань, так что устройство такого престола при церкви Богоявления вполне логично.
Для хранения церковного имущества под всей площадью приделов устроены глубокие подклеты (подвалы). Вместе с приделами в XVI веке строилась каменная галерея, охватывающая снаружи помещение храма с северо-запада до юго-запада и опирающаяся на его стены. Затем к северо-западной стене галереи пристроили величественную звонницу, ставшую украшением храма. При этом пришлось заложить два окна галереи.
Передняя стена звонницы первоначально была стройной, отвесной до самой земли. Позднее её для надежности укрепили спереди широким контрфорсом. Столбы звонницы стоят на большом двухъярусном помещении с каменной лестницей на второй этаж.
В первые века звонили по старинке прямо с земли. Однако после сооружения широкой подпоры (контрфорса) так звонить стало невозможно. Пришлось на покатой кровле сзади столбов звонницы устроить деревянный плоский помост, а у северной стены колокольни поставить крутую лестницу к этому помосту.
До наших дней не сохранилась видимая на открытках правее звонницы церковная паперть с иконкой в нише над входом. Из паперти верующие шли в притвор, а далее – в главный храм. Боковые приделы имели самостоятельные входы. Правее паперти находилась каменная сторожка. С противоположной, восточной стороны храм имел не одну и даже не три, как у многих церквей, а пять алтарных апсид (полукружных выступов), в том числе две (по одной с каждого края) для северного и южного приделов.
Звонница Богоявленского храма напоминает отдельно стоящую колокольню Успенской Пароменской церкви. Впрочем, Богоявленская немного уже и имеет не шесть, а пять столбов с четырьмя пролётами для навески колоколов. По Клировой ведомости (отчёту) храма за 1900 год, на ней висели семь колоколов. Среди них древних колоколов с интересными для истории надписями там, очевидно, не было, поскольку в трудах дореволюционных исследователей (в частности, графа М. В. толстого, И. И. Василёва, Н. Ф. Окулича-Казарина), содержавших описание наиболее примечательных колоколов, богоявленские не упоминались.
К сожалению, более полувека на этой звоннице вообще нет никаких колоколов. Советская власть закрыла Богоявленскую церковь хотя и позднее многих православных храмов, но ещё до войны – 26 июля 1939 года (см. статью краеведа Алексея Ефимова «Процесс закрытия церквей и обновленческое движение в Пскове в 20-30-е гг. ХХ в.» в журнале «Псков» за №14, стр. 23-28). После этого помещения церкви Богоявления использовались под склады. До конца 1980-х годов, перед началом современных реставрационных работ, в ней хранились запасы товаров одного из псковских магазинов.
На дореволюционных снимках глава храма имела непривычный для псковичей вид перевёрнутого шлема, полученный в XIX веке.
Сейчас реставраторы поставили на древний барабан церкви луковичную главу, более свойственную псковским традициям.
Под руководством главного архитектора проекта Александра Константиновича Богодухова реставрационные работы ведутся с 1990-х годов. В конечном итоге южный фасад храма получит вид, начерченный архитектором.
Переправа издавна существовала в этих местах. Писцовая книга 1585-1587 годов упоминает новый высокий мост у Богоявления в Бродах на Пскове. В XIX-ХХ веках от Гельдтовой бани к Богоявленскому спуску ежегодно весной ставился пешеходный мостик на козлах.
Правее этого спуска до революции располагалось большое домовладение губернского архитектора Иософата Иосифовича Данишевского, проживавшего после окончания Института гражданских инженеров в Пскове с 1883 года почти сорок лет. Деревянный забор его двора тянулся вдоль Псковы близко от берега. Из пяти жилых домов Данишевского сохранились два: №№ 3 и 5 по Верхне-Береговой улице.
Верхне-Береговая улица проходила дальше над береговым откосом и была застроена до Гремячих ворот. Сейчас на месте старой застройки возводятся современные коттеджи. Реставрируемый дом №4 в своей основе имеет каменную жилую постройку XVIII века, принадлежавшую четверть века, с 1899 года, семье уездного землемера Владимира Дмитриевича Статина.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: